29.01 Старение мозга не означает старения ума

altС одной стороны, мозг начинает работать медленнее, но в то же время накопленные знания и умения более чем компенсируют минусы возраста.

Несколько лет назад лингвист Михаэль Рамскар из Тюбингенского университета (ФРГ) увидел статью, в которой говорилось, что когнитивные способности начинают снижаться уже в 45 лет. Ему как раз было сорок пять, но он не считал, что достиг своего максимума. «99% людей, интеллекту которых я завидую, старше меня», — подумал тогда учёный.

Авторы статьи заключали, что после сорока пяти словарь человека начинает уменьшаться. По мнению г-на Рамскара, это был уже бред: исследователи не потрудились выяснить, сколько лексем хранится в памяти 45-летних, проведя тесты только на скорость припоминания нужных слов.

alt

Фото Margherita Vitagliano / National Geographic.

После этого учёный задался вопросом, у кого память лучше: у молодого человека, который знает немного и всё это помнит, или у пожилого, который изучил многое и кое-что подзабыл? Помните тот эпизод из «Этюда в багровых тонах», когда Ватсон обнаруживает, что Шерлок Холмс не знает о вращении Земли вокруг Солнца? На это Холмс отвечает: «Спасибо, что вы меня просветили, но теперь я постараюсь как можно скорее всё это забыть. Видите ли, мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадётся под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, зато их будет множество, и всё он разложит в образцовом порядке. Напрасно люди думают, что у этой маленькой комнатки эластичные стены и их можно растягивать сколько угодно. Уверяю вас, придёт время, когда, приобретая новое, вы будете забывать что-то из прежнего. Поэтому страшно важно, чтобы ненужные сведения не вытесняли собой нужных».

Результатом размышлений г-на Рамскара стала статья, опубликованная в журнале Topics in Cognitive Science, где он поясняет, что исследователи памяти задают неправильные вопросы. Возможно, старые и мудрые головы так переполнены, что им требуется больше времени на поиск нужных битов. (Важно отметить, что речь идёт о здоровых мозгах, не поражённых болезнью Альцгеймера и другими формами слабоумия.)

В большинстве случаев 20- и 70-летним предлагают запомнить список слов. Но такие тесты не имеют никакого отношения к размерам и содержанию «постоянной памяти». Поэтому г-н Рамскар взял и разработал компьютерные модели молодых и старых мозгов, причём во вторую ввёл намного больше информации. Как и следовало ожидать, мозг пожилого человека работал медленнее и кое-что забывал, ведь для поиска нужного ответа ему приходилось потрудиться.

Дениз Парк из Техасского университета в Далласе (США) не спорит с тем, что пожилые люди знают и умеют больше: «Мы не позволяем 20-летним править миром». В то же время она замечает, что, по данным целого ряда исследований, мозг ветшает с возрастом так же, как любая другая часть тела. Например, замечено, что уменьшаются размеры областей, отвечающих за обучение, рациональное мышление, память. Между тем накопленный объём знаний помогает с этим справляться, и угасание интеллекта становится незаметным. ?менно поэтому мы смотрим в рот пожилым, а не молодым.

?ными словами, одновременно происходят две вещи: мозг работает с трудом из-за возраста и медленнее выдаёт ответы из-за переполнения его архивов. Г-жа Парк полагает, что в старости мы всё-таки забываем больше: «Тот факт, что большой объём знаний замедляет систему, ещё не означает, что мозг сам по себе не начинает работать медленно».

Подготовлено по материалам National Geographic.