24.12 Владимир Шипков: «Принудительное лицензирование дженериков – это экспроприация»

altВопрос о введении принудительного лицензирования дженериков, поднятый депутатами Госдумы в конце декабря, не стал сюрпризом для фармпроизводителей. Споры на эту тему в профессиональных кругах возникли задолго до того, как она стала обсуждаться в СМ?. По мнению главы ?сполнительного директора Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) Владимира Шипкова, принудительное лицензирование нарушит права зарубежных фармпроизводителей и оттолкнет действительных и потенциальных инвесторов от отечественного фармрынка.

Глава Комитета по охране здоровья Госдумы РФ Сергей Калашников 20 декабря направил письмо председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой ввести механизм принудительного лицензирования на выпуск дженериков для лечения тяжелых заболеваний, в том числе рака и СП?Да, до истечения срока патентной защиты оригинальных лекарственных препаратов.

Глава AIPM Владимир Шипков еще 2 декабря, выступая на Форуме «Оценка технологий здравоохранения в рамках стратегии лекарственного обеспечения России», заявил о неприемлемости подобной идеи.

«Представителей международной фармацевтической индустрии не могут не беспокоить вопросы соблюдения прав интеллектуальной собственности, поскольку это – основа развития современной фармацевтики», — рассказал он.

Эксперт отметил, что зарубежные фармпроизводители инвестировали на территории России 2,5 млрд долларов за последние 4-5 лет, и не заслуживают в ответ получить принудительное лицензирование.

«Что такое принудительное лицензирование? Это экспроприация. Обычно этот термин относят к имуществу, но в равной степени его можно применить и к правам интеллектуальной собственности. Безусловно, это не создает уверенности даже реальному инвестору, не говоря уже о потенциальном, и не мотивирует его идти с инвестициями в РФ. ?нвесторы не настолько наивны, чтобы в этих условиях принимать такие важные решения», — заявил Виктор Шипков.

Помощник председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Марат Сакаев, в свою очередь, полагает, что принудительное лицензирование на выпуск дженериков до окончания срока патентной защиты оригинальных препаратов допустимо в исключительных случаях.

«Я не вижу в принудительном лицензировании ничего дурного, но только в том случае, если исчерпаны уже все другие механизмы убеждения производителей. Как правило, к этому прибегают регуляторы отдельных развивающихся стран в тех случаях, когда стоимость препаратов становится непосильной для бюджета здравоохранения», — заявил он на Форуме.

Ранее принудительное лицензирование применялось в ?ндии, Бразилии, ?ндонезии, Таиланде в соответствии с положениями Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и Дохийской декларации по защите здоровья. Механизм принудительного лицензирования запускается в случае острой социальной потребности и используется для производства медикаментов против распространенных в стране тяжелых заболеваний, таких как СП?Д, гепатит, онкологические заболевания, а также в случае эпидемии.